Словарь шторных терминов
А
Австрийские маркизы – шторы, вдоль всего нижнего края отделанная рюшем, образующим волны, когда шторы подняты.
Автоматические наружные роликовые жалюзи – используются для затемнения помещения, при котором вдоль стекла с наружной стороны окна опускаются металлические панели.
Ампир – стилевой период, длившийся с 1804 по 1820 г. во Франции и с 1820 по 1860 г. в Америке.
Английское скользящее окно – скользящая рама, состоящая из нескольких стекол прямоугольной формы. Аппликация наложение второго, декоративного слоя ткани на слой базовой материи.
Ар деко – современный исторический период дизайна, датируется с 1909 по 1939 г.
Арка с замковым камнем – используется как часть деревянного обрамления для оформления, округлой и римской формы. Ар нуво направление дизайна в Викторианскую эпоху, датируемое с 1890 по 1910 г. Использует текучие линии и растительные мотивы.
Арочное окно – большое выступающее окно изогнутой формы.
Архитектурные рейки – используются для гофрированных занавесок как гладкий, крепкий, возможно поворотный, желоб.
Архитрав – обрамление арочного проема или деревянная отделка вокруг оконной рамы или дверной коробки.
«А»силуэт окна – в современных зданиях окна иногда делаются в форме буквы «А». Используемые на таких окнах занавески обычно свешиваются с перекладины буквы, или же они могут быть смонтированы таким образом, чтобы согласовываться с очертаниями окна.
Асимметричное равновесие – тип дизайна, при котором вся обстановка уравновешена, хотя элементы, находящиеся по разные стороны от центральной точки, различаются.
Б
Балдахин – навес над кроватью с высокими угловыми столбиками. Балдахин «Корона» драпировка, которую вешают в головах кровати, закрепляя на полукруглом кронштейне или рейке.
Бамбуковые шторы – затеняющие шторы из натурального материала, поднимаются вручную при помощи натяжного шнура, выполняются из расщепленных стеблей бамбука.
Байтовые складки – равномерные складки ткани, застроченные для создания наполнения занавески (придания пышности). Барокко эпоха сложно оформленных интерьеров, продолжавшаяся с 1643 по 1714 г. во Франции и с 1660 по 1714 г. в Англии.
Бахрома – элемент отделки краев со свисающими кисточками.
Бегунки – небольшие скользящие элементы, вставленные в раздвижной карниз, удерживающие драпировочные булавки или крючки.
Боковая кайма – подгибка, придающая боковой стороне ткани законченный вид.
Боковой держатель – декоративный элемент крепления, который удерживает занавески по боковым сторонам от окна.
Боковые консоли – два поддерживающих металлических захвата, крепящие карнизштангу к стене или потолку. От их размера зависит величина проекции занавески. Боковые подхваты тонкая полоска ткани, которая используется с декоративными боковыми подхватами для крепления занавески к стене. Может быть фигурной или украшенной.
Боковые створки – расстояние между передним краем карнизаштанги до стены или рамы, куда крепится кронштейн.
Булавочнокрючковое крепление – металлическая булавка прикрепляет драпировку к карнизу. Она втыкается в складки ткани и подвешивается к раздвижному карнизу или кафештанге.
В
Веерные складки – помогают разглаживанию морщин, расположению складок и улучшают драпируемость. Делаются путем собирания драпировок в складку в тонкий валик.
Верхний свет – окно, устроенное в потолке или крыше, изготовленное из стекла или пластика.
Викторианство – стилевой период, датируемый с 1837 по 1910 г. в Англии и с 1840 по 1920 г. в Америке.
Внешняя монтировка – занавески крепятся над окном или по сторонам от оконного проема на стене.
Внутренняя монтировка – оконное убранство, установленное внутри оконного проема.
Внутренняя натяжная система – вспомогательная часть раздвижного карниза, в которой проложены натяжные шнуры.
Воздушные боковые занавески – занавески, которые при подвязывании к сторонам окна принимают округлые очертания, напоминающие облака.
Воздушные маркизы – шторы с вертикальными рядами собранных по горизонтали складок, которые можно поднять для получения узких полос ткани в складку или в сборку.
Вывернутая складка – складка, выполненная противоположно традиционной байтовой складке, при которой края складки встречаются в центре на лицевой стороне ткани. Также известна как вдавленная (обратная) складка.
Г
Георгианский стиль – период, датируемый с 1700 по 1790 г.
Герцогиня – тип кровати, снабженной балдахином, подвешенным к потолку, а не на столбиках Известен как ангельская кровать.
Гирлянда –
один элемент из задрапированной ткани над окном.
.
Грузики – свинцовые грузики вшиваются в
вертикальную кайму и углы полотнища занавесок Цепочные грузики представляют
собой небольшие бусины, нанизанные в ряд вдоль линии нижней подгибки прозрачных
тканей для создания ровной линии нижней подгибки.
Групповые складки – ряд складок, как правило три, с промежутком между ними.
Д
Двойная подвеска – термин используется в нескольких случаях, двойная подвеска окна, двойная подвеска ставень или двойная подвеска драпировок (два комплекта занавесок как правило, прозрачные занавески под драпировками из непрозрачной ткани, оба слоя управляются независимо друг от друга).
Декоративные карнизыштанги – используются в декорационных целях и остаются на виду. Обычно выполняются из хрома, дерева, латуни или кованного под старину металла. Декоративные наконечники декоративное завершение для кафештанги или декоративного раздвижного карниза.
Декоративные шторы – шторы, которые используются исключительно в декоративных целях. Их не предполагается двигать.
Деревенские занавески – неформальное оконное убранство с оборками по завершению, нижнему и боковым краям и на боковых подхватах. Занавески собраны в сборки с максимум пятикратным наполнением и обычно делаются из гладкой ткани или ткани с мелким рисунком.
Держатели для боковых подхватов – декоративные элементы установочного оборудования, иногда называются также боковыми подхватами. Бывают множества форм и фасонов, служат для удерживания драпировок по сторонам от окна для допуска света либо придания дополнительного декоративного штриха оконному убранству.
Драпировка – оконное покрытие, как правило, свисающее с раздвижного карниза. Чаще всего драпировки имеют завершения в складку, на подкладке или без нее.
Драпируемость – обозначает, насколько хорошо ткань может ниспадать или собираться красивыми складками.
Ж
Жабо – декоративный вертикальный край верхнего элемента убранства, которым обычно завершается горизонтальный фестон.
Жалюзи – плотное оконное убранство, состоящее из рядов планок, изготовленных из металла, дерева или пластика. Могут быть горизонтальными или вертикальными.
3
Завершение – отделанная декоративной каймой и, как правило, сборками часть ткани вдоль всей ширины верхнего края занавески или драпировки.
Завершение на собирающей ленте – сборчатое завершения занавесок, получают, используя тонкую ленту с протянутой нитью, нашитую по верхнему краю занавески и затем стянутую параллельными нитями.
Завершение с провисающими складками – популярный тип завершения для коротких кафезанавесок, имеет складки полукруглых очертаний между кольцами карниза.
Завершение со сборками – образуется при помощи специальной ленты, которая при стягивании нитки образует ряд тугих складочек.
Завершение швом «смок» – завершение занавески, состоящее в эффекте сот. Этот эффект создают определенным образом организованные ряды защипанных складок, расположенных со смещением.
Замковый шов – шов, стежки которого намеренно делаются свободными, оставляя возможность небольшого движения ткани. Прекрасно подходит для скрепления вместе основной ткани, подкладки и прокладки.
Занавеси с буфами – маркизы или подзоры из мягкой ткани и каймы со сборками.
Занавеска – покрытие на окне, либо подвешенное на кольцах, либо при помощи крючков таким образом, что оно может скользить по карнизу. Занавески являются неформальным оконным убранством.
Занавески «Епископский рукав» – боковые занавески, полотнища которых перехвачены как минимум два раза.
Занавески «Присцилла» – занавески с оборками по подзору, боковым и нижней сторонам и на боковых подхватах. Их делают из прозрачной или непрозрачной ткани, иногда они сходятся или заходят друг за друга посередине.
Защипанные складки – завершение занавесок, в котором основная складка разделяется на две или три меньшие одинаковые складки, сшитые вместе в основании на лицевой стороне ткани.
Зигзаг – один из разнообразных машинных швов. При этом шве игла движется из стороны в сторону, на желаемое расстояние и ширину, создавая зигзагообразный рисунок. Этот шов часто используется для обработки кромок ткани.
И
Испанская арка – округлая арка испанского образца.
Историческое оконное – убранство относится к историческим фасонам оконного убранства любого определенного стилевого периода.
К
Кайма – термин относится к способу обработки нижнего и боковых краев драпировки.
Кайма внахлестку – кайма, особенно полезная для совмещения рисунков на лицевой стороне двух отдельных полотнищ ткани.
Кант – шнуры, используемые при отделке краев занавески для создания дополнительного эффекта, как правило, обтянутые тканью и пропущенные в подгибку.
Карнизштанга – металлическое или пластиковое приспособление, с которого освешиваются занавески, альтернатива рейке. Двойные штанги используются для двух слоев занавесок.
Каскад – ниспадающая с завершения занавески или верхнего элемента убранства ткань, образующая каскад зигзагообразных складок.
Кафешторы – раздвижные или стационарные короткие занавески, закрывающие лишь часть окна. Завершение может быть различных фасонов. Для регуляции вентиляции, обзора и освещения они могут быть устроены на различной высоте.
Клеевая наметка – техника использования клея для скрепления двух кусков ткани перед сшиванием.
Колониальный – стилевой период, предшествовавший Войне за независимость в Америке. Как правило, датируется с 1608 по 1790 г.
Концевые складки – крайние складки драпировки, закрепленные крючками к боковым консолям.
Косая бейка – полоска ткани, используется для укрепления при обработке краев ткани и обработке кромок. Ткань для бейки отрезается по косой от кромки до кромки.
Косяк – обращенная к интерьеру часть дверного или оконного обрамления.
Коттеджные занавески – термин, используемый для наименования занавесок, выполненных в непринужденном неформальном стиле.
Кромка – способ фабричной обработки боковых краев полотнища ткани, не дающий ей распускаться.
Кронштейн – металлическое приспособление, прикрепленное к стене или оконной раме для штанги для занавесок или гардин.
Л
Ламбрекен – карниз, полностью обрамляющий окно. Наименование взаимозаменяемо с терминами «подзор» и «кантоньер».
Лицевая ткань – главная ткань занавесок или штор, которая обращена в сторону интерьера комнаты.
Лицовка – полоска ткани за основной тканью, используется для закрытия неровного края штор вместо подкладки.
М
Мансардное окно – вертикальное окно, выступающее над поверхностью покатой крыши.
Маркизы – оконное убранство, обычно выполняемое из полотна или винила, которое покрывает стекло и двигается вверх и вниз вдоль плоскости окна.
Милиум – наименование термической подкладки.
Минижалюзи – ряд 2,5см горизонтальных металлических или деревянных наклонных планок, которые удерживаются вместе при помощи шнура. Они могут подниматься и опускаться. Микроминижалюзи аналогичны, но их планки имеют размер только в 1,3 см.
Мунтин – горизонтальные полосы дерева, разделяющие плоскости стекла в окнах.
Н
Наметка – способ шитья, используется для временного скрепления слоев ткани длинными свободными стежками.
Наполнение – соотношение окончательной ширины занавески или подзора с длиной монтировочной доски или карниза.
Наружные драпировки – слой драпировочной ткани, который устанавливается поверх существующего слоя занавесок.
Неоклассика – стилевой период, датируется с 1760 по 1789 г. во Франции, с 1770 по 1820 г. в Англии и с 1790 по 1820 г. в Америке.
Непроницаемость – параметр, определяющий способность плотной ткани не пропускать свет и не просвечивать.
Нижние занавески – занавески из тонкой ткани, как правило, прозрачной, расположенные наиболее близко к оконному стеклу. Вешаются под более плотными верхними драпировками.
Нижняя подгибка – подвернутая на изнанку ткань, образующая законченный край по низу.
Ножевые складки – узкие, четко заглаженные и близко расположенные складки, идущие все в одном направлении.
О
Оборка – техника прибавления дополнительной длины завершения, пришитого к верху кулиски, заставляющая занавеску спадать поверх кулиски для создания короткого прикрепленного подзора.
Обработка ткани – приспособления, которые используются для придания ткани большей долговечности, декоративности и функциональности. Может быть механической либо химической.
Одностороннее разведение – драпировка, устроенная так, чтобы отодвигаться лишь в одну сторону, единым полотнищем.
Окно «Бычий глаз» – круглое окно с плоским или выпуклым стеклом.
Окножалюзи – окно, выполненное из ряда горизонтальных наклоненных планок, обладает хорошими вентиляционными качествами.
Оранжерейное окно – окно, которое выступает под углом 90 градусов от стены, имеет застекленный верх и боковые стороны, а также две дополнительные полки для растений.
Ориентация – термин для описания направления, в котором смотрит окно: север, восток, юг или запад. Отделка бисером и галуном (пассементери) термин используется для обозначения широкого спектра отделочных материалов.
Откосы – боковые края оконного проема, расположенные под прямым углом к окну и стене.
Открытый обшлаг – на изнаночной стороне занавески и по верхнему краю. Открытый обшлаг представляет один из самых прочных типовых завершений любой занавески. Получается, когда вы собираете обе ткани наверху и подворачиваете с бортовкой.
П
Палладианское окно – окно, состоящее из высокой округлой средней секции и двух более низких прямоугольных частей по сторонам. Также известно как венецианское окно.
Панорамное окно – тип окна с крупным центральным стеклом и двумя меньшими стеклами по сторонам.
Плетение – способ ткацкого переплетения нитей при производстве ткани.
Плиссировка гармошкой – ряд широких складок, часто используется для создания веерных складок перед установкой плиссированных занавесок, также может использоваться в драпировках со сборками при натягивания кулиски на скользящие штанги.
Плоская штанга – карнизштанга, которая отличается от раздвижного карниза тем, что не использует натяжного шнура для управления занавесками.
Поводок – прут или палочка, которую используют для ручного управления раздвижными занавесками.
Подвальное окно – в противоположность тентовому окну поворачивается внутрь благодаря расположению шарнирного крепления в нижней части.
Подзор – горизонтальное декоративное матерчатое убранство, используемое поверх драпировок, закрывает карнизы и шнуры.
Подзорколокол – подзор со сборками или складками, имеющий несколько колоколообразных форм в области нижней подгибки.
Подкладка – ткань, пришитая с изнанки к основной материи.
Подоконник – горизонтальная плоская часть оконного откоса.
Покрытие – термин для обозначения наполнения ткани, используемой для занавески.
Полотнище – половина из пары драпировок или занавесок.
Полубалдахин – балдахин над кроватью прямоугольной формы, который простирается от изголовья лишь над частью кровати.
Польская кровать – убранство кровати, расположенной длинной стороной вдоль стены с небольшим восходящим куполом.
Польский балдахин – драпировка, ниспадающая из центральной точки над кроватью.
Портьера – термин, используемый для обозначения дверной занавеси либо висящей занавески или драпировки.
Потайной шов – шов, который используется для подгибки краев и затем закрывается куском ткани.
Прессование – важная часть техники шитья. При помощи утюга, разогретого до определенной температуры, соответствующей типу ткани, отпаривание выполняется путем поднимания утюга над поверхностью ткани и надавливания им вниз, вместо того, чтобы водить им по ткани.
Принципы дизайна – теория моделирования, включающая манипулирование элементами дизайна для создания должного равновесия, выразительности, пропорции и меры.
Припуск – обычное наименование заранее учтенных «излишков» ткани, предназначенной для определенного использования.
Припуск на шов – небольшой дополнительный припуск ткани между линией шва и необработанным краем ткани.
Притолока – деревянная, стальная или армированная бетонная перекладина, расположенная над оконным и дверным проемом и удерживающая стену и крышу.
Проекция – относится к расстоянию, на которое занавеска отступает от стены. У драпировочной штанги или карниза это расстояние между передней поверхностью карниза и стеной.
Прокладка – ткань, обычно мягкая, вшиваемая между основной тканью занавески и подкладкой для увеличения объемности, изоляции и общей драпируемости занавесок.
Промежутки – относится к плоской поверхности ткани между отдельными складками; чем больше наполнение занавески, тем меньше промежутки.
Р
Раздвижной карниз – карниз, действующий при помощи натяжной системы и шнура.
Раздвижные драпировки – полотнища ткани, повторяющие очертания завершений в складку.
Раппорт узора – расстояние между любым заданным элементом узора до места, где этот самый элемент повторен снова.
Ренессанс – стилевой период, датируемый с 1400 по 1600 г. в Италии, с 1589 по 1643 г. во Франции и с 1558 по 1649 г. в Англии. Эпоха расцвета искусства, литературы, архитектуры и науки.
Римская штора – штора со шнуром и горизонтальными рейками, вставленными с изнаночной стороны для создания ряда четких бортовых складок либо сгибов ткани в поднятом состоянии.
Рококо – французский стилевой период, датируемый с 1730 по 1760 г., с изогнутыми элементами декора, асимметричными и орнаментальными.
Роликовая штора – штора, управляемая при помощи приспособления с пружиной. Когда пружина ослабляется, штора наматывается на цилиндр.
Рюш – тонкие полоски ткани в складку или со сборками, часто используются для отделки занавесок или боковых подхватов.
С
Сборки – складки и морщинки ткани, образующиеся при натягивании свободно пропущенной сквозь ткань нити.
Сборчатое завершение – завершение для занавески или подзора, при котором используется собирающаяся лента.
Световой проем – расположение и пропорция окна по отношению к области стены.
Складка – сгиб ткани, застроченный для придания объемности.
Складка «Бабочка» – складка из двух частей, расширяющаяся в верхней части и застроченная закрепочной машиной по нижнему краю.
Скользящая занавеска – любая прозрачная ткань, повешенная в непосредственной близости к оконному стеклу. Обычно вешается на пружинных либо скользящих штангах, смонтированных внутри оконного проема.
Скользящая рама – деревянная рама, удерживающая стекло скользящего или раздвижного окна.
Скользящая штанга – маленькая тонкая штанга, декоративная либо простая, как правило, монтируется внутри оконного проема.
Скользящий шов – нитка совпадающего цвета используется для пришивания подвернутого края подкладки к основной ткани.
Смещенный центр – окно не расположено по центру стены, но драпировки тем не менее сходятся в ее центральной точке.
Собирание в сборки – сквозь кулиску продевается штанга меньшей длины, чем ширина занавески, что создает эффект сборок на ткани.
Собирающаяся лента – пришивается к верхнему краю занавески для получения сборок, которые создаются путем натягивания нитей, проходящих сквозь ленту. Соборное окно окно, сужающееся кверху под углом.
Современность – стилевой период, датируемый с 1900 г. по настоящее время.
Ставни – ряд складных деревянных панелей, подвешенных на боковых петлях.
Т
Тамбурные занавески – занавески, которые изначально использовались как народный элемент в Скандинавии, выполненные из тонких либо прозрачных тканей, украшенных вышивкой.
Тент – матерчатое убранство в верхней части окна. Тентовое окно тип окна, которое может поворачиваться наружу благодаря навесному шарнирному креплению в верхней части.
Теплопроводность – способность оконного убранства, потолка или стен сохранять тепло внутри помещения.
Тесьма – тканая лента, которая может быть использована для укрепления краев или для отделки драпировок и аксессуаров. Тесьма для складок материал для завершений, разработанный для использования с крючками для выполнения складок.
Тканевые скользящие полотнища – плоские, заходящие друг за друга, установленные на рельсовом карнизе полотнища ткани, которые раздвигаются при помощи поводка.
Традиционное завершение – завершение занавесок с простой каймой по верхнему краю, в которую продевается штанга.
Турецкая кровать – узкая кровать, установленная в задрапированном алькове.
У
Угловое окно – окно, огибающее угол здания под прямым углом.
Ф
Фартук подоконника – кусок деревянной отделки, прикрепленной под подоконником.
Фасция – доска прямоугольной формы, установленная горизонтально для того, чтобы закрыть завершение занавесок или крепление навеса.
Фестон – декоративное драпирующееся убранство из собранной в складки ткани, свисающей грациозными полукругами, которое обрамляет верхний край окна. Также называется Парижской маркизой.
Фламандское завершение – тип кубкового завершения, в котором каждая складка соединена в основании со шнуром.
Фонарь – тип большого выступающего окна, состоящего из нескольких окон, расположенных под углами друг к другу и соединенных сторонами.
Французская дверь – двустворчатая стеклянная дверь, часто ведущая в сад.
Французская кайма – кайма, чаще всего используемая в тех случаях, когда ее будет видно, или для тонких тканей.
Французская фальшдверь – раздвижная дверь или оконный переплет с прикрепленными односторонними раздвижными карнизами.
Французские складки – складка в три сгиба ткани; одна из самых употребительных в драпировках.
X
Хвосты – фигурно оформленные жесткие либо свободно ниспадающие части ткани на концах ламбрекенов.
Ц
Центральное крепление – металлический захват, который используется для поддержки раздвижного карниза посередине во избежание его провисания, но не влияет на функции.
Центральное разведение – одна пара драпировок, которые раздвигаются и закрываются точно посередине окна.
Ш
Ширина – термин, описывающий фабричную ширину одного полотнища ткани. Несколько полотнищ сшиваются по ширине для получения полотнища занавески.
Ширина штанги – измерение расстояния между концами кронштейнов, включающее ширину окна и боковые части для полностью раздвинутых занавесок.
Шнур – витая нить, которая может быть сделана из хлопчатобумажных или синтетических материалов. Его используют для разных целей, в том числе для стягивания маркиз, а также для управления раздвижными занавесками, шторами и жалюзи.
Шов – сшиваются два куска ткани лицевыми сторонами, при этом швы остаются спрятанными на изнаночной стороне ткани, что создает на лицевой стороне опрятный, законченный вид. Шов «назад иголку» шов, который не дает стежкам распускаться по краям строчки. Несколько таких стежков выполняются в начале и в конце каждой строчки.
Э
Экран ходжи – восточное убранство из бумаги, прикрепленной к деревянной решетке, создающей полупрозрачный эффект, с раздвижными или стационарными панелями.
Элементы модели – составные части модели, включающие: текстуру, освещение, цвет, пространство, форму, очертания, узор и орнамент.
Эркерный фонарь – аналогичен фонарю на кронштейнах, но окно второго этажа опускается до первого этажа.